Проектная деятельность
Тема: Как хорошо уметь читать!
Тип проекта: краткосрочный.По виду деятельности; познавательно - продуктивный.
По форме: интегративный (познание, коммуникация, художественное творчество). Продолжительность: с 9 июня по 20 июня.
Участники проекта; воспитанники старшей группы для детей с косоглазием и амблиопией, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, родители.
Цель проекта: Формировать умение слушать, анализировать и воспринимать литературное произведение на доступном ребенку уровне.
Задачи проекта: Уточнить и расширить знания детей о книге: технология изготовления, строение книги, виды книг Уточнить и расширить знания детей о творчестве детских писателей: К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак. Ввести в круг чтения детей новые произведения, необходимые для их интеллектуального и эстетического развития. Формировать коммуникативные навыки, умение логично и последовательно высказывать суждения. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение к книге. Развивать творческие способности, умение выражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат: В процессе реализации проекта у дошкольников будет выработана правильная модель поведения при чтении художественной литературы, активизируется интерес к книге, желание читать. Дети познакомятся с новыми профессиями, обогатится сюжетно-игровая деятельность. Реализация проекта. Предварительная работа
1.Работа с родителями • Консультации для родителей по проблемам детского чтения, психологии и восприятия книги ребенком. • Организация мобильного с
2 Оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой: подготовить материал для тематических книжных выставок • Моя любимая книга • Кубанские писатели - детям • Хочу все знать!
3.Подготовить экскурсии в библиотеку, литературный музей Кубани.
День первый
1.Познавательное занятие: Как создается книга?
2.Провести акцию « Книжкина больница»
День второй
1.Тематическая выставка «Моя любимая книга» Чтение книг по выбору детей. 2.Рисование по замыслу «Мой любимый книжный герой»
День третий
Комплексное занятие: «Художник и книга» (рисование на тему: «Обложка для моей любимой книги»)
День четвертый
1.Экскурсия в литературный музей Кубани: Какие бывают книги? 2.Создать условия для развития сюжетной игры «Книжный магазин»
День пятый
1.Тематическая выставка «Кубанские писатели - детям»
2. Кроссворды по загадкам Нестеренко.
День шестой
1.Экскурсия в краевую библиотеку им. братьев Игнатовых
2. «Клуб Знатоков»: организовать выставку энциклопедической литературы.
День седьмой
1Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского.
2.Помочь организовать сюжетную игру «Библиотека»
День восьмой
1.Рассматривание детских иллюстрированных журналов: «Веселые картинки», «Спасайкин», «Сказка на ночь», «ПониМашка»
2.Игра-презентация: «Узнай сказочного героя»
Проектная деятельность
Тема:
День победы
Тип проекта: краткосрочный.
По виду
деятельности;
познавательно - продуктивный.
По форме: интегративный (познание,
коммуникация, художественное творчество)
.
Продолжительность: с 28 апреля по 8 мая.
Участники проекта; воспитанники разновозрастной группы для детей с
косоглазием и амблиопией, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный
руководитель, инструктор физкультуры,родители.
Цель проекта; Формирование патриотизма, уважения
к подвигу старшего поколения, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи
проекта: Уточнить и
расширить знания детей о Великой отечественной войне.
Познакомить с атрибутикой военных лет: военные
фотографии из семейных альбомов, письма с фронта, медали и ордена.
Воспитывать гордость за свою страну и уважение к
ветеранам ВОВ.
Формировать коммуникативные навыки, умение логично и последовательно
высказывать суждения.
Обогатить словарный запас. Упражнять в употреблении
грамматических категорий по данной теме,
Продолжать работать над образностью и выразительностью
речи через чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и
поговорок
Развивать творческие способности, умение выражать свои
впечатления в продуктивной деятельности.
Предполагаемый
результат:
Проект направлен на патриотическое воспитание детей в
разновозрастной группе. В процессе реализации проекта у дошкольников будут
формироваться чувства гордости за свою Родину, уважение к подвигу ветеранов,
желание беречь и защищать родную страну.
У детей будут сформированы представления о празднике День Победы,
появится пример проявления памяти людей о погибших героях войны, уважения к
ветеранам.
Реализация проекта.
Предварительная работа
1.Работа с родителями: привлечь родителей к оформлению
мобильного музея Воинской Славы, попросить принести фотографии, ордена, медали
и другие семейные реликвии, связанные с военными годами.
2.Подбор художественной литературы для книжной
выставки «Поклонимся великим тем годам»
3.Подготовить
презентации: «Наши земляки – герои войны», «Этот день Победы»
День первый
1.Презентация «Наши земляки- герои войны»
2.Рассматривание иллюстраций о военной технике и
различных родах войск
3.Детям старшего возраста предложить побеседовать с
родными на тему: «Герои войны в нашей семье»
День второй
1.Чтение художественной литературы : А. Гайдар «Сказка
о Мальчише-Кибальчише», Е.Благинина «Шинель» А.Митяев «Дедушкин орден»
2.Прослушивание аудиозаписей песен военных лет:
«Катюша», «Огонек», «Священная война»
День третий
1Художественная деятельность: Рисование по замыслу по
мотивам песни Островского «Солнечный круг»
2.Подготовка детей старшей подгруппы для роли
экскурсоводов в мини-музей Воинской Славы.
3.Занятие по развитию речи в старшей подгруппе: Беседа
по рассказу В.Сухомлинского «Три дуба»
День
четвертый
1.Познавательное занятие: «Экскурсия в мини-музей
Воинской Славы»
2.Игры-эстафеты: Разведчики. Переправа
5.День пятый
1.Совместная досуговая деятельность для детей групп
компенсирующей направленности «Этот день Победы» с использованием презентации.
2.Целевая прогулка по улице имени Митрофана Седина: знакомство
с мемориальным знаком на доме №1 в честь А. Покрышкина, возложение цветов к
бюсту Ф. Лузана на территории Медицинского университета.
День шестой
1.«У нас в гостях Ветераны»: Встреча детей с
Ветеранами войны - дедушками и бабушками
воспитанников МБДОУ.
День седьмой
1.Возложение цветов к памятнику Воину-освободителю
2.Художественное творчество: «Парад Победы»
3. Рекомендовать родителям посетить военный парад на
Театральной площади 9 мая или посмотреть по телевизору парад на Красной Площади.
КОНСПЕКТ
непосредственно
образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и знакомству с
окружающим миром в средней группе для
детей с нарушениями зрения.
Тема: Ладошкина сказка.
Цель: Уточнить и расширить знания детей о возможностях осязания.
Побуждать к активному использованию осязания при
взаимодействии с окружающим миром.
Развивать воображение, фантазию
Материал; Игрушки: зайчик, ежик, лягушонок ,гномик. Макет
избушки и печки. Мешочки с шишками, песком и камешками. Кусочки материалов различной
фактуры. Макет озера (коробка, на дне которой губка и кубики, сверху покрыта
голубой тканью)
Ход занятия.
1. Педагог обращается к детям: сегодня я расскажу вам новую
сказку, но вы должны мне помогать.
Герои моей сказки
спрятались в кабинете, помогите мне и найдите новые игрушки на полке.(дети
находят ежика, зайчика и лягушонка)
2. Педагог предлагает детям сесть за стол. На столе на фоне леса избушка.
-Жили-были в одном сказочном лесу три друга: зайчонок, ежонок
и лягушонок. И жил в этом лесу злой гном. Он все время мешал друзьям. Однажды
они постирали свои шубки и повесили сушиться, а гном порвал их одежду. Теперь
надо подобрать заплатки. Помогите им выбрать нужные кусочки (дети выбирают из
коробки и на ощупь определяют, кому, что подойдет: зайчику- мех,
лягушонку-гладкую ткань, ежику-ткань с колючими ворсинками.)
-Наступила зима. Стало холодно, и звери решили смастерить
печку. Они пошли в лес. Путь лежал через озеро, перешли озеро по мосту (дети совершают данные действия с игрушками).
Собрали в лесу три мешка: с камешками, песком и шишками для растопки печки.
(Дети сортируют природный материал и раскладывают по отдельным мешочкам) А
потом задумались: кому какой мешок нести. Помогите им определить, какой мешок
тяжелее, а какой легче (дети взвешивают на ладошках мешки и решают, кому, какой
мешок нужно нести)
Собрались друзья в обратный путь ,но перед уходом они решили
немного поиграть на лесной полянке.
(Динамическая пауза: «Ладошки», «Мы руки поднимаем»)
- Ладошки
вверх, ладошки вниз,
Ладошки сжали в кулачок, и их
поставим на бочок.
- Мы
руки поднимаем, мы руки опускаем.
Мы руки подаем и бегаем кругом.
-Собрались друзья в обратный путь. Но злой гном не дремлет:
он превратил озеро в болото, только несколько кочек осталось. Как теперь
перебраться на другой берег? (дети на ощупь находят твердые места и обозначают
их красными фишками)
-Вот они и дома. Дружно взялись за работу, смастерили печь и
стали ждать когда же печь растопится.
(спросить детей, как определить тепло или холодно на поверхности предмета?)
-Напекли друзья пирожков и решили позвать в гости гнома.
Оказывается, он был злым потому, что у него не было друзей и ему было скучно. А
теперь он стал веселым и добрым. Вот и сказке конец. Понравилась она вам?
Скажите спасибо вашим ладошкам, это они помогли мне рассказать сказку, это они помогали
друзьям в трудную минуту. Я так и назвала эту сказку - «Ладошкина сказка»
Смотрим и видим
Система занятий по развитию зрительного восприятия и стимуляции познавательной активности у старших дошкольников с нарушениями зрения
Представленная система занятий направлена на развитие зрительного восприятия и других тесно взаимосвязанных с ним психических процессов. Структурно каждое занятие состоит из 3 частей:
1.Формирование сенсорных эталонов.
2.Развитие предметности восприятия
3.Развитие анализирующих свойств зрительного восприятия.
. В пособии имеются ссылки на практические авторские разработки, которые можно использовать в качестве наглядного и дидактического материала. Занятия представлены в тематической последовательности в соответствии с изучаемым материалом на других занятиях. Данный практический материал может быть интересен и педагогам, работающим с дошкольниками, имеющими задержку психического развития
Тема
занятия
|
Цели
|
Методические приемы
|
Материал
|
1. Овощи
|
1.Уточнить знания детей о фиолетовом и оранжевом цветах.
Упражнять в соотнесении формы предмета с эталоном.
2. Упражнять в узнавании предмета в силуэтном изображении
3. Учить рассматривать сюжетную картину по плану(вопросам) педагога, выделять композиционные планы.
|
Д/У «Что не так?»
Д/У «Подбери пару»
Д/У «Чья тень?»
Рассматривание картины по вопросам педагога
|
Набор трафаретов по теме «Овощи»(огурец, морковь,
баклажан, помидор), цветные подкладки цветов спектра.
Набор геометрических фигур, предметные картинки.
Набор силуэтных картинок по теме «Овощи»
Сюжетная картинка «В огороде»
[1]
|
2. Фрукты
|
1.Формировать знания о последовательности цветов спектра
Цвет как показатель зрелости плода.
2. Упражнять в умении узнавать знакомые предметы в контурном изображении в условиях пересечения контуров
3. Упражнять в умении составлять целое изображение из частей.
|
Д/У «Радуга»
Д/У «Что сначала, что потом?»
Д/У «Раскрась картинку так, чтобы яблоко было впереди, а груша сзади»
Д/И «Разрезные картинки»
|
Таблички с изображением половины радуги и полоски –накладки для завершения изображения.
Картинки с последовательным изображением роста фруктов.
Картинки с контурным изображением яблока и груши в условиях пересечения контуров.
Картинки по теме «Фрукты», разрезанные на 4 и |
3. Грибы
|
1.Соотнесение предмета с эталоном формы, различение плоских и объемных фигур.
2. Упражнять в узнавании грибов в силуэтном изображении
3. Составление целостного изображения из частей.
|
Д/У «Предмет и форма»
Д/У «Чья тень?»
Д/У «Разрезные картинки»
|
Муляжи грибов, набор геометрических фигур и объемных тел.
Набор силуэтных изображений по теме «Грибы»
Картинки по теме «Грибы», разрезанные на 4 части по диагонали.
|
4. Деревья осенью
|
1.Ранжирование по величине
Уточнить понятие детей о насыщенности цвета в окраске реальных предметов (цвет и оттенок)
2.Упражнять в зрительном поиске изображения на зашумленном поле.
3. Восприятие сюжетного изображения: упражнять в умении выделять два и более композиционных плана, устанавливать логические связи.
|
Д/У «Разложи листики от самого большого до самого маленького»
Д/У « Разложи кленовые листочки от самого темного до самого светлого»
Д/У «Найди листок и раскрась его»
Рассматривание картины по вопросам педагога |
Натуральные кленовые листья разного размера(по 7)
и разной насыщенности цветовой окраски.
Зашумленные листы с контурным изображением кленового листа.[2]
Картина
« Осень в нашем парке»
|
5. Перелетные птицы
|
1.Учить при восприятии предметного изображения определять эталонную форму выделенной части, различать круг и овал
2. Учить совмещать контурное и силуэтное изображение птиц, узнавать изученных птиц в силуэтном изображении.
3. Упражнять в зрительном поиске пути следования.
|
Д/У « Подбери геометрическую фигуру»
Д/У «Найди место птицы в стае»
Д/У «Проследи путь птицы»
|
Предметные картинки с изображением перелетных птиц ( ласточка, журавль, утка, лебедь) с четко очерченными видимыми частями. набор геометрических фигур : круги, овалы ,треугольники разного размера.
Контурные изображения стаи и силуэтные изображения летящих птиц (журавли, ласточки, лебеди)
Лабиринт
|
6. Транспорт на наших улицах
|
1. Повышать различительную способность при восприятии квадрата и прямоугольника
2. Учить выделять части в предметном изображении и составлять предметное изображение из геометрических фигур
3. Упражнять в исключении предметного изображения по существенному признаку
|
Д/У «Дорисуй фигуру»
Д/У «Нарисуй машину»
(по образцу)
Д/У «4 – лишний»
|
Листы с контурным изображением квадратов и прямоугольников разного размера, у которых не- дорисована 1 или 2 стороны
Линейки –трафареты, образец рисунка (грузовик)
Карточки с изображением 4 предметов:
-легковой, грузовой
автомобили, автобус,
велосипед
-автобус, троллейбус, такси,
грузовик
|
7. Водный транспорт
|
1. Познакомить с трапецией, упражнять в различении трапеции и других четырехугольников.
2. Учить составлять предметное изображение из геометрических фигур. по линейке-трафарету.
3. Упражнять в опознании предметного изображения на зашумленном поле. |
Д/У «Чем похожи – чем отличаются»
Д/У «Нарисуй по образцу»
Д/У « Найди и раскрась кораблик» |
Фигуры: трапеция, квадрат, прямоугольник.
Образец: кораблик, составленный из трапеции и прямоугольников. Линейки-трафареты, карандаши
«Зашумленные картинки» [2] |
8.Воздушный транспорт
|
1. Упражнять в различении и воспроизведении треугольников в разном пространственном положении
2. Упражнять в сравнении предметных изображений, нахождении общих и различных видимых признаков 3. Упражнять в зрительном поиске пути следования | Д/У «Танграм»
Д/У «Чем похожи, чем отличаются?»
Д/У «Помоги самолету приземлиться на острове»
|
Образец самолета, составленный из 8 треугольников. Набор треугольников на каждого ребенка
Силуэтные изображения самолета и вертолета
Лабиринт
|
9. Посуда
|
1Уточнить знания детей о цилиндре, Упражнять в последовательном расположении по высоте 10 цилиндров
2 Упражнять в умении узнавать знакомые предметы в контурном изображении в условиях пересечения 3 контуров
3. Продолжать учить составлять разрезную картинку, опираясь на образец- контурное изображение предмета. |
Д/ У «Поставь по росту»
Д/У «Раскрась картинку так, чтобы ложка была впереди, чашка посередине, а чайник – сзади»
Д/У « Склеим разбитый сервиз» |
Цилиндры Монтессори.
Контурное изображение предметов посуды в условиях пересечения контуров.
Конверты с разрезными картинками по теме. На конвертах нарисованы контурные изображения предметов (чашка, чайник, молочник, сахарница, блюдце)
|
9. Одежда
|
1. Учить детей выделять в окраске предмета фоновую основу, элементы узора, насыщенность цвета .
2. Упражнять детей в сравнении однородных предметов, в выделении признаков сходства и различия.
3. Учить узнавать действие по изображенной позе и последовательно
раскладывать сюжетные картинки.
|
Д/У «Опиши цвет предмета»
Д/У «Чем похожи - чем отличаются»
Д/ У «Что сначала – что потом: разложи по порядку и раскрась» |
Натуральные предметы из гардероба детей: джемпер, свитер, платье и т.д.
Предметные картинки:
брюки – шорты
джемпер – свитер- кофта
платье – юбка- сарафан
Серия сюжетных картинок в контурном изображении «На швейной фабрике» |
10 . Зимующие птицы
|
1.Уточнить знания о сером цвете , упражнять в различении серого, черного и белого тонов , коричневого и серого.
. Уточнить знания детей об оттенке.
2.Упражнять в узнавании птиц в силуэтном изображении.
3. Упражнять в сравнительном анализе знакомых предметных изображений |
Д/У «Опиши цвет оперения»
Д/У «Разложи эталоны от самого светлого до самого темного»
Д/У «Птичья столовая ночью»
Д/У «Чем похожи- чем различаются?»
(Усложнение игры за счет введения элемента соревнования: за каждое названное отличие ребенок получает фишку)
|
Предметные картинки : воробей, сорока, ворона.
Цветные таблички коричневого и серого цветов разных оттенков
Силуэтные изображения птиц : ворона, сорока, дятел ,воробей Предметные изображения птиц:
сорока – ворона,
синица – воробей
|
11. Домашние животные
|
1.Упражнять в различении близких форм (круги-овалы) , учить зрительно соотносить величину фигуры и выделять нужные эталоны из множества.
2. Учить последовательному рассматриванию и выделению внешних признаков в предметном изображении, опираясь на план – алгоритм
3. Упражнять в умении видеть нелепицы в изображении домашнего животного
|
Д/У «Найди и раскрась все фигуры , из которых составлен портрет кошки»
Д/У «Составь загадку – описание о домашнем животном»
Д/У «Что перепутал художник?»
|
Рисунок кошки, составленный из кругов и овалов разного размера, листы с изображением использованных фигур и других.
Картинный план-алгоритм для составления описания, предметные картинки по теме.
Картинки-нелепицы по теме.
|
12. Домашние птицы.
|
1. Уточнить знания детей о последовательности цветов видимого спектра
2.Продолжать развивать умение описывать предмет по плану.
3.Упражнять в умении составлять целое изображение из частей без предъявления образца
|
Д/У «Раскрась хвост петуха цветами радуги»
Д/У «Опиши птицу»
Д/У « Составь портрет»
|
Контурное изображение петуха с хвостом, состоящим из 7 полосок.
План-алгоритм , предметные картинки.
Разрезные картинки по теме
(6 – 9 частей)
|
13. Дикие животные
наших лесов
|
1.Повышать зрительную способность при различении треугольников разной конфигурации.
2. Упражнять в умении узнавать животное в контурном изображении в условиях пересечения контуров.
3. Закрепить различие : дикие и домашние животные |
Д/У «Лисенок» : найди в множестве фигур и раскрась только те фигуры из которых составлен портрет лисенка.
Д/У «Отгадай загадку, раскрась отгадку »
Д/У «Перфокарты: Кто с кем дружит?»: соедини животных с левой и правой стороны рисунка дорожкой.
|
Рисунок, составленный из треугольников разной конфигурации , листы с контурным изображением геометрических фигур,карандаши.
Листы с пересеченными контурными изображениями (4 контура), фломастеры.
Изображения диких и домашних животных расположенные сверху вниз с левой и правой сторон листа, накладки из прозрачной бумаги для рисования дорожек.
|
14. Дикие животные
Севера
|
1.Развивать цветоразличение: познакомить с понятием – холодные тона.
2.Упражнять в умении узнавать предмет в силуэтном изображении с пояснением признаков, по которым узнал. 3. Упражнять в исключении по существенным признакам |
Д/У «Нарисуем картинку про Арктику»
Д/У «Полярная ночь»
Д/У «4- лишний»
|
На магнитографе лист с контурным изображением картины (океан, льды на берегу, в воде), набор цветных накладок разных цветов и оттенков.
Силуэтные изображения животных : белый медведь, тюлень, пингвин, морж., северный олень
Картинки:
Пингвин- тюлень- белый медведь- заяц.
Белый медведь- бурый медведь- морж- пингвин.
|
15. Дикие животные жарких стран.
|
1. Познакомить детей с понятием – теплые тона.
2. Упражнять в узнавании животного по одному признаку ,в условиях зашумленного перцептивного поля.
3.Учить целостно рассматривать картину, определять социальную принадлежность персонажей, устанавливать причинно-следственные связи.
|
Д/У «Нарисуем картинку про Африку»
Д/У «Кто спрятался за забором»
Рассматривание картины по плану педагога.
|
Лист с изображением контуров африканского пейзажа, цветные накладки теплых тонов
Предметные картинки по теме , накладка с прорезями (забор)
Сюжетная картина.
«Случай в зоопарке»[1]
|
16. Весна
|
1. Совершенствовать цветоразличение: цвета, производные от зеленого
2. Упражнять в совмещении контурного и цветного изображения весенних цветов.
3.Учить определять информативные признаки, характеризующие явления природы и место действия, устанавливать причинно-следственные связи. |
Д/У «Предмет и цвет»: подбери пару.
Д/У: «Составь букет»
Рассматривание картины по плану педагога
|
Картинки с изображением листьев разных деревьев разных цветов и оттенков (ярко зеленый, темно зеленый, салатный, болотный). Цветные таблички таких же цветов
Листы с контурным изображением цветов: нарцисс, тюльпан, сирень, пион. Цветные картинки для накладывания.
Сюжетная картина.
«На даче»[1]
|
17. Насекомые
|
1.Цвета , производные от красного.
Познакомить с понятием симметрии в природе.
2. Учить находить контурные изображения насекомых на зашумленном поле.
3. Упражнять в исключении
лишнего
|
Д/У «Повтори узор на втором крыле бабочки»
Д/У «Найди и обведи всех насекомых»
Д/У «4 – лишний»: раскрась лишнее в ряду , объясни свой выбор. |
Цветные изображения бабочек с узорами на крыле в заданной цветовой гамме ( розовый , малиновый, бордовый), набор элементов узора.
Картинка с прерывистым контурным изображением насекомых в условиях пересечения контуров
Линейный ряд с контурными картинками:
-стрекоза- муравей- бабочка-пчела
- бабочка-кузнечик- муравей- ласточка
|
Использованная литература
1.Т.А. Ткаченко. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. М.: ГНОМ и Д, 2001.
2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры. М.: Дрофа, 2000.
3.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. С- Петербург «Об
Полная программа занятий для стимуляции познавательной активности у старших дошкольников, для коррекционно-развивающих занятий. Спасибо!
ОтветитьУдалить