Зрение — место встречи вещей и мыслей, это жемчужные ворота между солнцем и душой

Методическая копилка

Проектная деятельность 
 Тема: Как хорошо уметь читать! 
Тип проекта: краткосрочный.
По виду деятельности; познавательно - продуктивный.
По форме: интегративный (познание, коммуникация, художественное творчество). Продолжительность: с 9 июня по 20 июня.
Участники проекта; воспитанники старшей группы для детей с косоглазием и амблиопией, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, родители.
Цель проекта: Формировать умение слушать, анализировать и воспринимать литературное произведение на доступном ребенку уровне.
 Задачи проекта: Уточнить и расширить знания детей о книге: технология изготовления, строение книги, виды книг Уточнить и расширить знания детей о творчестве детских писателей: К. Чуковский, А. Барто, С. Маршак. Ввести в круг чтения детей новые произведения, необходимые для их интеллектуального и эстетического развития. Формировать коммуникативные навыки, умение логично и последовательно высказывать суждения. Воспитывать интерес к книге, бережное отношение к книге. Развивать творческие способности, умение выражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат: В процессе реализации проекта у дошкольников будет выработана правильная модель поведения при чтении художественной литературы, активизируется интерес к книге, желание читать. Дети познакомятся с новыми профессиями, обогатится сюжетно-игровая деятельность. Реализация проекта. Предварительная работа
1.Работа с родителями • Консультации для родителей по проблемам детского чтения, психологии и восприятия книги ребенком. • Организация мобильного с
 2 Оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой: подготовить материал для тематических книжных выставок • Моя любимая книга • Кубанские писатели - детям • Хочу все знать!
 3.Подготовить экскурсии в библиотеку, литературный музей Кубани.
 День первый
1.Познавательное занятие: Как создается книга?
 2.Провести акцию « Книжкина больница»
 День второй
1.Тематическая выставка «Моя любимая книга» Чтение книг по выбору детей. 2.Рисование по замыслу «Мой любимый книжный герой»
 День третий
Комплексное занятие: «Художник и книга» (рисование на тему: «Обложка для моей любимой книги»)
 День четвертый
1.Экскурсия в литературный музей Кубани: Какие бывают книги? 2.Создать условия для развития сюжетной игры «Книжный магазин»
 День пятый
1.Тематическая выставка «Кубанские писатели - детям»
 2. Кроссворды по загадкам Нестеренко.
 День шестой
1.Экскурсия в краевую библиотеку им. братьев Игнатовых
 2. «Клуб Знатоков»: организовать выставку энциклопедической литературы.
 День седьмой
 1Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского.
 2.Помочь организовать сюжетную игру «Библиотека»
 День восьмой
1.Рассматривание детских иллюстрированных журналов: «Веселые картинки», «Спасайкин», «Сказка на ночь», «ПониМашка»
2.Игра-презентация: «Узнай сказочного героя»
Проектная деятельность
Тема: День победы
Тип проекта: краткосрочный.
По виду деятельности; познавательно - продуктивный.
По форме: интегративный (познание, коммуникация,  художественное творчество) .
Продолжительность: с 28 апреля по  8 мая.
Участники проекта; воспитанники  разновозрастной группы для детей с косоглазием и амблиопией, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры,родители.
Цель проекта; Формирование патриотизма, уважения к подвигу старшего поколения, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи проекта: Уточнить и расширить знания детей о Великой отечественной войне.
Познакомить с атрибутикой военных лет: военные фотографии из семейных альбомов, письма с фронта, медали и ордена.
Воспитывать гордость за свою страну и уважение к ветеранам ВОВ.
Формировать коммуникативные навыки, умение логично и последовательно высказывать суждения.
Обогатить словарный запас. Упражнять в употреблении грамматических категорий по данной теме,
Продолжать работать над образностью и выразительностью речи через чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок
Развивать творческие способности, умение выражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Предполагаемый результат:
Проект направлен на патриотическое воспитание детей в разновозрастной группе. В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться чувства гордости за свою Родину, уважение к подвигу ветеранов, желание беречь и защищать родную страну.
У детей будут сформированы  представления о празднике День Победы, появится пример проявления памяти людей о погибших героях войны, уважения к ветеранам.
Реализация проекта.
Предварительная работа
1.Работа с родителями: привлечь родителей к оформлению мобильного музея Воинской Славы, попросить принести фотографии, ордена, медали и другие семейные реликвии, связанные с военными годами.
2.Подбор художественной литературы для книжной выставки «Поклонимся великим тем годам»
3.Подготовить презентации: «Наши земляки – герои войны», «Этот день Победы»


День первый
1.Презентация «Наши земляки- герои войны»
2.Рассматривание иллюстраций о военной технике и различных родах войск
3.Детям старшего возраста предложить побеседовать с родными на тему: «Герои войны в нашей семье»

День второй
1.Чтение художественной литературы : А. Гайдар «Сказка о Мальчише-Кибальчише», Е.Благинина «Шинель» А.Митяев «Дедушкин орден»
2.Прослушивание аудиозаписей песен военных лет: «Катюша», «Огонек», «Священная война»

День третий
1Художественная деятельность: Рисование по замыслу по мотивам песни Островского «Солнечный круг»
2.Подготовка детей старшей подгруппы для роли экскурсоводов в мини-музей Воинской Славы.
3.Занятие по развитию речи в старшей подгруппе: Беседа по рассказу В.Сухомлинского «Три дуба»

День четвертый
1.Познавательное занятие: «Экскурсия в мини-музей Воинской Славы»
2.Игры-эстафеты: Разведчики. Переправа

5.День пятый
1.Совместная досуговая деятельность для детей групп компенсирующей направленности «Этот день Победы» с использованием презентации.
2.Целевая прогулка по улице имени Митрофана Седина: знакомство с мемориальным знаком на доме №1 в честь А. Покрышкина, возложение цветов к бюсту Ф. Лузана на территории Медицинского университета.

День шестой
1.«У нас в гостях Ветераны»: Встреча детей с Ветеранами  войны - дедушками и бабушками  воспитанников МБДОУ.

День седьмой
1.Возложение цветов к памятнику Воину-освободителю
2.Художественное творчество: «Парад Победы»
3. Рекомендовать родителям посетить военный парад на Театральной площади 9 мая или посмотреть по телевизору парад на Красной Площади.








КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия и знакомству с окружающим миром в  средней группе для детей с нарушениями зрения.

Тема: Ладошкина сказка.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о возможностях осязания.
Побуждать к активному использованию осязания при взаимодействии с окружающим миром.
Развивать воображение, фантазию
Материал; Игрушки: зайчик, ежик, лягушонок ,гномик. Макет избушки и печки. Мешочки с шишками, песком и камешками. Кусочки материалов различной фактуры. Макет озера (коробка, на дне которой губка и кубики, сверху покрыта голубой тканью)
Ход занятия.
1. Педагог обращается к детям: сегодня я расскажу вам новую сказку, но вы должны мне помогать.
  Герои моей сказки спрятались в кабинете, помогите мне и найдите новые игрушки на полке.(дети находят ежика, зайчика и лягушонка)
2. Педагог предлагает детям сесть за стол. На столе  на фоне леса избушка.
-Жили-были в одном сказочном лесу три друга: зайчонок, ежонок и лягушонок. И жил в этом лесу злой гном. Он все время мешал друзьям. Однажды они постирали свои шубки и повесили сушиться, а гном порвал их одежду. Теперь надо подобрать заплатки. Помогите им выбрать нужные кусочки (дети выбирают из коробки и на ощупь определяют, кому, что подойдет: зайчику- мех, лягушонку-гладкую ткань, ежику-ткань с колючими ворсинками.)
-Наступила зима. Стало холодно, и звери решили смастерить печку. Они пошли в лес. Путь лежал через озеро, перешли озеро по мосту (дети  совершают данные действия с игрушками). Собрали в лесу три мешка: с камешками, песком и шишками для растопки печки. (Дети сортируют природный материал и раскладывают по отдельным мешочкам) А потом задумались: кому какой мешок нести. Помогите им определить, какой мешок тяжелее, а какой легче (дети взвешивают на ладошках мешки и решают, кому, какой мешок нужно нести)
Собрались друзья в обратный путь ,но перед уходом они решили немного поиграть на лесной полянке.
(Динамическая пауза: «Ладошки», «Мы руки поднимаем»)
  1. Ладошки вверх, ладошки вниз,
Ладошки сжали в кулачок, и их поставим на бочок.
  1. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
Мы руки подаем и бегаем кругом.

-Собрались друзья в обратный путь. Но злой гном не дремлет: он превратил озеро в болото, только несколько кочек осталось. Как теперь перебраться на другой берег? (дети на ощупь находят твердые места и обозначают их красными фишками)
-Вот они и дома. Дружно взялись за работу, смастерили печь и стали ждать когда же  печь растопится. (спросить детей, как определить тепло или холодно на поверхности предмета?)
-Напекли друзья пирожков и решили позвать в гости гнома. Оказывается, он был злым потому, что у него не было друзей и ему было скучно. А теперь он стал веселым и добрым. Вот и сказке конец. Понравилась она вам?
Скажите спасибо вашим ладошкам, это они помогли  мне рассказать сказку, это они помогали друзьям в трудную минуту. Я так и назвала эту сказку -  «Ладошкина сказка» 


                                       

Смотрим и видим
Система занятий по развитию зрительного восприятия и стимуляции познавательной активности у старших дошкольников с нарушениями зрения

Представленная система занятий направлена на развитие зрительного восприятия и других тесно взаимосвязанных с ним психических процессов. Структурно  каждое занятие состоит из 3 частей:
        1.Формирование сенсорных эталонов.
        2.Развитие предметности восприятия
        3.Развитие анализирующих свойств зрительного восприятия.
. В пособии имеются ссылки на практические авторские разработки, которые можно  использовать в качестве наглядного и дидактического материала. Занятия представлены в тематической последовательности в соответствии с изучаемым материалом на других занятиях.  Данный практический материал может быть интересен и педагогам, работающим с дошкольниками, имеющими задержку психического развития

Тема

         занятия
Цели
Методические приемы
Материал
1. Овощи
1.Уточнить знания  детей о фиолетовом и оранжевом цветах.




Упражнять в соотнесении формы предмета с эталоном.


2. Упражнять в узнавании предмета в силуэтном изображении
3. Учить рассматривать сюжетную картину по плану(вопросам) педагога, выделять композиционные планы.
Д/У «Что не так?»






Д/У «Подбери пару»




Д/У «Чья тень?»



Рассматривание картины по вопросам педагога
Набор трафаретов по теме «Овощи»(огурец, морковь,
баклажан, помидор), цветные подкладки цветов спектра.

Набор геометрических фигур, предметные картинки.


Набор силуэтных картинок по теме «Овощи»

 Сюжетная картинка «В огороде»
[1]
2. Фрукты
1.Формировать знания о последовательности цветов спектра



Цвет как показатель зрелости плода.


2. Упражнять в умении узнавать знакомые предметы в контурном изображении в условиях пересечения контуров
3. Упражнять в умении составлять целое изображение из частей.
Д/У «Радуга»






Д/У «Что сначала, что потом?»


Д/У «Раскрась картинку так, чтобы яблоко было впереди, а груша сзади»

Д/И «Разрезные картинки»
Таблички с изображением половины радуги и полоски –накладки для завершения изображения.
Картинки с последовательным изображением роста фруктов.
Картинки с контурным изображением яблока и груши в условиях пересечения контуров.

Картинки по теме «Фрукты», разрезанные на 4 и

3. Грибы
1.Соотнесение предмета с эталоном формы, различение плоских и объемных фигур.
2. Упражнять в узнавании грибов в силуэтном изображении
3. Составление целостного изображения из частей.
Д/У «Предмет и форма»



Д/У «Чья тень?»



Д/У «Разрезные картинки»
Муляжи грибов, набор геометрических фигур и объемных тел.

Набор силуэтных изображений по теме «Грибы»

Картинки по теме «Грибы», разрезанные на 4 части по диагонали.
4. Деревья осенью
1.Ранжирование по величине



Уточнить понятие детей о насыщенности цвета в окраске реальных предметов  (цвет и оттенок)
2.Упражнять в зрительном поиске изображения на зашумленном поле.
3. Восприятие сюжетного изображения: упражнять в умении выделять два и более композиционных плана, устанавливать логические связи.
Д/У «Разложи листики от самого большого до самого маленького»
Д/У « Разложи кленовые листочки от самого темного до самого светлого»

Д/У «Найди листок и раскрась его»


Рассматривание картины по вопросам педагога
Натуральные кленовые листья разного размера(по 7)
и разной насыщенности  цветовой окраски.



Зашумленные листы с контурным изображением кленового листа.[2]


Картина
« Осень в нашем парке»
5. Перелетные птицы
1.Учить при восприятии предметного изображения  определять эталонную форму выделенной части, различать круг и овал




2. Учить совмещать контурное и силуэтное изображение птиц, узнавать изученных птиц в силуэтном изображении.
3. Упражнять в зрительном поиске пути следования.
Д/У « Подбери геометрическую фигуру»









Д/У «Найди место птицы в стае»





Д/У «Проследи путь птицы»
Предметные картинки с изображением перелетных птиц ( ласточка, журавль, утка, лебедь) с четко очерченными видимыми частями. набор геометрических фигур : круги, овалы ,треугольники разного размера.

Контурные изображения стаи и силуэтные изображения летящих птиц (журавли, ласточки, лебеди)

Лабиринт



6. Транспорт на наших  улицах                
1. Повышать различительную способность при восприятии квадрата и прямоугольника



2. Учить выделять части в предметном изображении и составлять предметное изображение из геометрических фигур
3. Упражнять в исключении предметного изображения по существенному признаку
Д/У «Дорисуй фигуру»






Д/У «Нарисуй машину»
 (по образцу)




Д/У «4 – лишний»
Листы с контурным изображением квадратов и прямоугольников разного размера, у которых не- дорисована 1 или 2 стороны
Линейки –трафареты, образец рисунка (грузовик)




Карточки с изображением 4 предметов:
-легковой, грузовой
 автомобили, автобус,
  велосипед
-автобус, троллейбус, такси,   
  грузовик
7. Водный транспорт
1. Познакомить с трапецией,  упражнять в различении трапеции и других четырехугольников.
2. Учить составлять предметное изображение из геометрических фигур. по линейке-трафарету.

3. Упражнять в опознании предметного изображения на зашумленном поле.

Д/У «Чем похожи – чем отличаются»




Д/У «Нарисуй по образцу»





Д/У « Найди и раскрась кораблик»
Фигуры: трапеция, квадрат, прямоугольник.


Образец: кораблик, составленный из трапеции и прямоугольников. Линейки-трафареты, карандаши


«Зашумленные картинки» [2]
8.Воздушный транспорт
1. Упражнять в различении и воспроизведении треугольников в разном пространственном положении

2. Упражнять в сравнении предметных изображений, нахождении общих и различных видимых  признаков

3. Упражнять в зрительном поиске пути следования

Д/У «Танграм»






Д/У «Чем похожи, чем отличаются?»





Д/У «Помоги самолету приземлиться на острове»
Образец самолета, составленный  из 8 треугольников. Набор треугольников на каждого ребенка


Силуэтные изображения самолета и вертолета



    
Лабиринт
9. Посуда
1Уточнить знания детей о цилиндре, Упражнять в последовательном расположении по высоте 10 цилиндров
2 Упражнять в умении узнавать знакомые предметы в контурном изображении в условиях пересечения 3  контуров

3. Продолжать учить составлять разрезную картинку, опираясь на образец- контурное изображение предмета.
Д/ У «Поставь по росту»




Д/У «Раскрась картинку так, чтобы ложка была впереди, чашка посередине, а чайник – сзади»


Д/У « Склеим разбитый сервиз»
Цилиндры  Монтессори.




Контурное изображение предметов посуды в условиях пересечения контуров.


Конверты с разрезными картинками по теме. На конвертах  нарисованы контурные изображения предметов (чашка, чайник, молочник, сахарница, блюдце)

9. Одежда
1. Учить детей  выделять в окраске предмета фоновую основу, элементы узора, насыщенность цвета .


2. Упражнять детей в сравнении однородных предметов, в выделении признаков сходства и различия.

3. Учить узнавать действие по изображенной позе и последовательно
раскладывать  сюжетные картинки.
Д/У «Опиши цвет предмета»






Д/У «Чем похожи - чем отличаются»





Д/ У «Что сначала – что потом: разложи по порядку и раскрась»
Натуральные предметы из гардероба детей: джемпер, свитер, платье и т.д.


Предметные картинки:
брюки – шорты
джемпер – свитер- кофта
платье – юбка- сарафан

Серия сюжетных картинок в контурном изображении «На швейной фабрике»

10 . Зимующие птицы
1.Уточнить знания о сером цвете ,  упражнять в различении серого, черного и белого тонов , коричневого и серого.
. Уточнить знания детей об оттенке.



2.Упражнять в узнавании птиц в силуэтном изображении.

3. Упражнять в сравнительном анализе знакомых предметных изображений
Д/У «Опиши цвет оперения»





Д/У «Разложи эталоны от самого светлого до самого темного»

Д/У «Птичья столовая ночью»



Д/У «Чем похожи- чем различаются?»
(Усложнение игры за счет введения элемента соревнования:  за каждое названное отличие ребенок получает фишку)
Предметные картинки : воробей, сорока, ворона.




Цветные таблички коричневого и серого цветов разных оттенков


Силуэтные изображения птиц : ворона, сорока, дятел ,воробей

Предметные изображения птиц:
сорока – ворона,
 синица – воробей
11. Домашние животные
1.Упражнять в различении близких форм (круги-овалы) , учить зрительно соотносить величину фигуры и выделять нужные эталоны  из множества.

2. Учить последовательному рассматриванию и выделению внешних признаков в предметном изображении, опираясь на план – алгоритм
3. Упражнять в умении видеть нелепицы в изображении домашнего животного
Д/У «Найди и раскрась все фигуры , из которых составлен портрет кошки»




Д/У «Составь загадку – описание о домашнем животном»




Д/У «Что перепутал художник?»
Рисунок кошки, составленный из кругов и овалов разного размера, листы с изображением использованных фигур и других.


Картинный план-алгоритм  для составления описания, предметные картинки по теме.



Картинки-нелепицы по теме.
12. Домашние птицы.
1. Уточнить знания детей о последовательности цветов видимого спектра
2.Продолжать развивать умение описывать предмет по плану.
3.Упражнять в умении составлять целое изображение из частей без предъявления образца
Д/У «Раскрась хвост петуха цветами радуги»


Д/У «Опиши птицу»


Д/У « Составь портрет»
Контурное изображение петуха с хвостом, состоящим из 7 полосок.

План-алгоритм , предметные картинки.

Разрезные картинки по теме
(6 – 9 частей)
13. Дикие животные                 
   наших лесов
1.Повышать зрительную способность при различении треугольников разной конфигурации.


2. Упражнять в умении узнавать животное в контурном изображении в условиях пересечения контуров.

3. Закрепить различие : дикие         и домашние животные
Д/У «Лисенок» : найди в множестве фигур и раскрась только те фигуры из которых составлен портрет лисенка.


Д/У «Отгадай загадку, раскрась отгадку »




Д/У «Перфокарты: Кто с кем дружит?»: соедини животных с левой и правой стороны рисунка дорожкой.
Рисунок, составленный из треугольников разной конфигурации , листы с контурным изображением геометрических фигур,карандаши.
Листы с пересеченными контурными изображениями (4 контура), фломастеры.

Изображения диких и домашних животных расположенные сверху вниз  с левой и правой сторон листа, накладки из прозрачной бумаги для рисования дорожек.
14. Дикие животные      
           Севера
1.Развивать цветоразличение: познакомить с понятием – холодные тона.




2.Упражнять в умении узнавать предмет в силуэтном изображении с пояснением признаков, по которым узнал.

3. Упражнять в исключении по существенным признакам

Д/У «Нарисуем  картинку про Арктику»





Д/У «Полярная ночь»





Д/У «4- лишний»



На магнитографе лист с контурным изображением картины (океан, льды на берегу, в воде), набор цветных накладок разных цветов и оттенков.
Силуэтные изображения животных : белый медведь, тюлень, пингвин, морж., северный олень
Картинки:
Пингвин- тюлень- белый медведь- заяц.
Белый медведь- бурый медведь-  морж- пингвин.


15. Дикие животные жарких стран.
1. Познакомить детей с понятием – теплые тона.



2. Упражнять в узнавании животного по одному признаку ,в условиях зашумленного перцептивного поля.

3.Учить целостно рассматривать картину, определять социальную принадлежность персонажей, устанавливать причинно-следственные связи.
Д/У «Нарисуем картинку про Африку»



Д/У «Кто спрятался за забором»




Рассматривание картины по плану педагога.
Лист с изображением контуров африканского пейзажа, цветные накладки  теплых тонов
Предметные картинки по теме , накладка с прорезями (забор)




Сюжетная картина.
«Случай в зоопарке»[1]

16. Весна
1. Совершенствовать цветоразличение: цвета, производные от зеленого






2. Упражнять в совмещении контурного и цветного изображения  весенних цветов.


 3.Учить определять информативные признаки, характеризующие явления природы и место действия, устанавливать причинно-следственные связи.
Д/У «Предмет и цвет»: подбери пару.








Д/У: «Составь букет»





Рассматривание картины по плану педагога
Картинки с изображением листьев разных деревьев разных цветов и оттенков (ярко зеленый, темно зеленый, салатный, болотный). Цветные таблички таких же цветов
 Листы с контурным  изображением цветов: нарцисс, тюльпан, сирень, пион. Цветные картинки для накладывания.
Сюжетная картина.
«На даче»[1]
17. Насекомые
1.Цвета , производные от красного.
Познакомить с понятием  симметрии в природе.


2. Учить находить контурные изображения насекомых на зашумленном поле.



3. Упражнять в исключении          
       лишнего
Д/У «Повтори узор на втором крыле бабочки»





Д/У «Найди и обведи всех насекомых»





Д/У «4 – лишний»: раскрась лишнее в ряду , объясни свой выбор.
Цветные изображения бабочек с узорами на крыле в заданной цветовой гамме ( розовый , малиновый, бордовый), набор элементов узора.
Картинка с прерывистым контурным изображением насекомых в условиях пересечения контуров


 Линейный ряд с контурными картинками:
-стрекоза- муравей- бабочка-пчела
- бабочка-кузнечик-   муравей- ласточка

                                Использованная литература

1.Т.А. Ткаченко.  Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. М.: ГНОМ и Д,  2001.
2. М.М.  Безруких, Т.А. Филиппова. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры. М.: Дрофа, 2000.
3.Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. С- Петербург «Об                                

1 комментарий:

  1. Полная программа занятий для стимуляции познавательной активности у старших дошкольников, для коррекционно-развивающих занятий. Спасибо!

    ОтветитьУдалить